Электронное портфолио учителя
В последние годы все чаще говорят о перспективах использования информационных технологий, компьютерных коммуникаций для решения задач, стоящих перед системой образования. Это требует от каждого субъекта образовательного процесса готовности к компетентному использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении профессиональных задач.
Интернет в современном обществе уже является универсальной информационно-коммуникационной средой с комплексом своих специфических технологий.
Однако проникновение этих технологий в сферу образования существенно отстаёт от развития самого Интернета, его технологических возможностей и образовательного потенциала доступных по сети информационных ресурсов.
Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет.
В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о развитии Интернет-образования и внедрении интернет-технологий в образовательную деятельность.
Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса - педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Учащийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Педагогу необходима более полноценная подготовка к урокам и систематическое повышение профессионального уровня.
С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
ИКТ-компетенцию учителя будем понимать как важнейшую компоненту общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции, заключающуюся в способности педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ
К основным ИКТ компетенциям учителя можно отнести:
" Наличие общих представлений в сфере ИКТ.
" Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах.
" Владение интерфейсом операционной системы.
" Наличие общих представлений в сфере мультимедиа.
" Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов.
" Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики.
" Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями.
" Владение основами технологии построения web-сайтов.
Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства школы, МО района, области, МО учителей предметников, персонального информационного пространства каждого учителя.
Следовательно, в основу структуры единого - информационного пространства можно предложить три составляющие:
"неэлектронное" образовательное пространство - помещения, материальная, методическая и информационная базы библиотеки, учебных кабинетов, методического кабинета, школьного издательства, музея школы, кабинета психолога, спортивного зала ОУ.
Интранет - внутренняя локальная сеть. Интранет помогает решать задачи доведения до всех структурных подразделений ОУ актуальной информации; организация оперативной связи с учебными кабинетами, библиотекой; обеспечения доступа директору, заместителям директора, учителям, библиотекарю, а в ряде случаев - учащимся и родителям, к единому банку данных ОУ.
Интернет - доступ к информации, размещенной в мировой сети. Скоростной и защищенный доступ в Интернет позволяет не только вести поиск, анализ и накопление ссылок на веб-ресурсы для различных групп пользователей, но и организовывать дистанционное обучение и повышение квалификации в соответствии с возникающими потребностями, проведения дистанционных уроков.
Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Не все учителя сразу осознают преимущество компьютера. Прежде всего, потому, что не владеют пользовательскими навыками, "боятся компьютера", не желают обучатся, боясь показать своё незнание. В ОУ можно организовать дистанционное обучение учителей или создавать разноуровневые группы внутри одного педколлектива в стенах "родной" школы. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. День за днем, год за годом нужно демонстрировать плюсы использования компьютера. Возникает группа учителей разных предметов, готовых работать в этом направлении.
Использование ИКТ позволяет избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Все это убеждает, что ИКТ - новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы, всего образовательного учреждения.
Использование ИКТ педагогами способствует их профессиональному росту, данные педагоги успешно аттестуются на первую и высшую категорию.
Качество работы учителя, его профессионализм неразрывно связаны между собой.
В понятие "культура школы" нужно ввести еще понятие информационной культуры и можно сказать, что работа по ее формированию в школе идет успешно. Формирование информационной культуры приводит к формированию образовательного пространства школы, главной инфраструктурой которого является школьный сайт и персональные сайты-портфолио учителей.
Использование единого информационного пространства школы позволяет создать воспитательную среду через новые формы и методы работы, сочетать базовое школьное образование с дополнительным образованием как условие взаимодействия досуга с различными формами образовательной деятельности. Результатом этого является максимальное самовыражение и социальная адаптация учащихся (самореализация), формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, ориентированной на нравственные ценности личности.
Наибольший интерес для педагогов из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения представляет информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование. Она включает:
" программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
" программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
" программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
" информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт, на котором можно разместить сайты портфолио учителей.
Как известно, многие родители "отдают" своих детей не просто в школу около дома или "престижную" школу, а к конкретному учителю, имеющему хорошие результаты. Вот такие сайты-портфолио помогут родителям в их выборе.
25.08.10 в ДДТ Вы сможете познакомится с моим сайтом-портфолио.
Авдеева Евгения Александровна -учитель информатики высшей категории, гл. специалист Управления образования г.Нижнеудинска Иркутской области